Роли и функции руководителя
Рассмотрим функции руководителя.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Можно выделить следующие функции руководителя:
· оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
· определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
· координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
· контроль за персоналом соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
· организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур ли руководства персоналом и его деятельностью;
· информирование сотрудников;
· интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
· формирование систем стимулирования сотрудников и их мотивации;
· делегирование задач, компетенции и ответственности;
· предотвращение и разрешение конфликтов;
· распространение специфических для организации ценностей и норм;
· забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
· формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
· ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции" 1) достижение групповой цели;
) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
. Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
· постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
· выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
· координация действий группы;
· планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
· формирование "нормальных" групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
· выявление и прояснение неясных вопросов;
· контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
· проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
· методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
· обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
· развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
· регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
· забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
· развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
· приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
2. Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
· обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
· оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
· защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
· разрешение конфликтов;
· защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
· развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;