Конкуренция и типы рыночных структур
Конкуренция
— это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция— это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
Несовершенная конкуренцияв отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Различают следующие модели несовершенной конкуренции:
§ Монополия
§ Монополистическая конкуренция
§ Олигополия
Характеристика основных моделей рынка
Признаки модели рынка |
Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | ||
Количество фирм |
Множество |
Много |
Несколько |
Одна фирма |
Тип продукции |
Однородная, стандартизированная |
Мнимая или действительная дифференциация |
Однородная или дифференцированная |
Уникальная продукция |
Степень контроля над ценой |
Отсутствует контроль |
Слабый, незначительный контроль |
Частичный контроль |
Высокая степень контроля |
Условия вступления в отрасль |
Ограничений нет, равный доступ к информации |
Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации |
Ограничен доступ на рынок и к информации |
Доступ на рынок блокирован |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Используются реклама, торговые марки и товарные знаки |
Используется в значительной степени |
Создание благоприятного имиджа фирмы |
Примеры |
Фермерские хозяйства |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. |
Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. |
Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
Типы конкуренции:
1. Функциональная конкуренция— различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.
2. Видовая конкуренция— лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами.
3. Межфирменная конкуренция— преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.
Выделяются также две основные группы методов конкуренции: ценовые, неценовые.