Основные факторы производства
Фа́кторы произво́дства
— ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:
· трудовые ресурсы, или труд;
· инвестиционные ресурсы, или капитал;
· природные ресурсы, или земля;
· предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
· информация; специфической формой информации является технология
;
Труд
представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.
Капитал
включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля
как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант
предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
· организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
· рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
· быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация
.
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания
. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:
· рента (земля.);
· процент (капитал);
· заработная плата (труд);
· прибыль (предпринимательская способность).