Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мейо
К представителям этой школы относят американских ученых А. Маслоу, Д. МакГрегора, Д. МакКлелланда, К. Арджариса, Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации; власти, авторитета, коммуникаций и др.
Согласно учению А. Маслоу человек имеет множество различных потребностей. Часть из них (физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем) относится к первичным, или базисным, потребностям, другая - к вторичным (потребности принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения и др.). По теории А. Маслоу, все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (в этом собственно и заключается достоинство рассматриваемой концепции - в ее «двигательной пружине», т.е. принципе иерархии). Она внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Иерархическая теория А. Маслоу служит надежным инструментом управления.
Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребностей, которые имеют принципиальные отличия. Теория мотивации наиболее последовательно была развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений Д. МакГрегором.
Теория Х и теория У - это две модели поведения руководителей. Д. МакГрегор отмечал, что «успех менеджмента . в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение».
Работы Д. Макгрегора дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений.
Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. А. Морита утверждал: «Качество дают не станки, а люди». Эта школа основное внимание направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни, продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения.