Принятие управленческих решений
Принятие управленческих решений – это выбор одного курса действия из альтернативных вариантов. Под управленческим решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального действия при наличии, по крайней мере, двух вариантов. Сложность выбора решений повышается по мере увеличения количества вариантов. Потребность в принятии решений определяется наличием проблем в производственной и коммерческой деятельности фирмы.
Процесс принятия управленческих решений включает следующие этапы:
¾ Анализ вариантов;
¾ Оценка достижений и потерь по каждому варианту;
¾ Оценка фактических результатов осуществляемых решений.
Принятию любого управленческого решения предшествует экономический анализ, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта.
Повышение роли экономического анализа в принятии решений привело к использованию системного анализа, что было обусловлено коренными изменениями в управлении производством, а именно:
¾ Переходом от текущего управления процессами к стратегическому, перспективному;
¾ Переходом от обособленных частных подсистем к комплексной системе;
¾ Повышением гибкости и оперативности при освоении новых изделий, процессов, рынков;
¾ Переходом от анализа отдельных случаев к систематическому анализу вариантов решений;
¾ Переходом от подсчета отдельных элементов эффективности к комплексной оценке всех факторов;
¾ Применением текущего контроля на основе использования вычислительной техники и экономико-математических методов.
Важнейшим требованием к управлению стала подготовка и принятие рациональных решений на основе экономического анализа с использованием компьютерной техники.
Рациональное решение – это выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. В отличие от основанного на суждении рациональное решение не зависит от опыта, накопленного в прошлом.
Экономический анализ – это многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности предприятия.
В процессе экономического анализа выявляются цели, устанавливаются их приоритеты, взаимосвязи и противоречия. На основе целей ведется разработка стратегий развития фирмы, производственного отделения, предприятия. Структура фирмы рассматривается как производная от целей. Главное, что было внесено системным подходом, - это обоснование необходимости гибкой организационной структуры, возможности ее программной перестройки.
Наиболее важным в этом направлении считается принцип проектной организации, производства, который используется во многих крупнейших американских компаниях и японских компаниях.
Система производства по типу проектов – это вид производственного процесса, в котором каждая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.
Проектная организация вводится на горизонтальном уровне управления фирмой, пересекая традиционные вертикальные линии подчинения. При этом образуется матричная структура, которая предполагает возможность включения одного подразделения (элемента) в сферу двух или нескольких подсистем.
В проектирование производственных систем выделяют три этапа:
¾ Выявление и определение проблемы;
¾ Построение модели;
¾ Сбор и использование данных, которые позволяют совершенствовать проект системы.
Системный подход предполагает тесную увязку целей с программами, планами и их реализацией. При этом решается главный вопрос о распределении и использовании ресурсов, что находит свое выражение в бюджете и финансовой отчетности и обеспечивает информацию, необходимую для рационального планирования производства.
Системный подход неразрывно связан с развитием таких дисциплин, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, теория решений. Их объединяет единая методология, связанная с понятием системы и объекта не как простой суммы составляющих его элементов, а как единого развивающегося целого.