Централизованные и децентрализованные организации
На построение организационной структуры управления оказывают воздействие три группы факторов:
Ö влияние внешней рыночной среды;
Ö специализация управленческого труда;
Ö соотношение централизации и децентрализации.
Каждому временному этапу развития рыночной экономики был присущ свой главный фактор построения организационной структуры. Это определялось прежде всего требованиями окружающей среды и достижением успеха производственной деятельности. Соответственно на каждом временном этапе появлялись новые организационные формы, наиболее полно отвечающие на воздействие вновь возникающих факторов.
Еще один фактор, влияющий на построение структуры, является целесообразный уровень централизации или децентрализации управления в зависимости от типа и характера производства. Невозможно однозначно сказать, что лучше — централизация или децентрализация. Их соотношение определяется индивидуально для каждого предприятия. Помимо объективных факторов на введение принципов децентрализации влияет стиль руководства первых предприятия.
При выборе соотношения централизации и децентрализации при построении организационной структуры следует руководствоваться достижением максимума преимуществ, которых можно добиться в конкретной ситуации. Как правило, больший уровень централизации целесообразен в стабильном, массовом производстве. К недостаткам централизации относится прежде всего невозможность получения преимуществ децентрализации. В свою очередь, при децентрализации затрудняется координация работы подразделений по достижению общих целей организации. [4]
Преимущества централизации:
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. [1]
Преимущества децентрализации:
1. Управлять особо крупными организациями невозможно из-за огромного количества необходимой для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью данного подразделения. Этот руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале своей карьеры, что обеспечивает приток в компанию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в организации и растет вместе с ней. [1]
Задание 2
Вопрос: Вам представлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Какие качества личности будут для Вас приоритетными при осуществлении выбора Вашего заместителя? Какие качества наоборот. Вы считаете неприемлемыми для руководителя?
Ответ:
Как руководитель я нуждаюсь в хорошем заместителе. Заместитель должен обладать рядом качеств, обусловленных характером деятельности моего предприятия. Работа на моем предприятии требует постоянного внимания, ритмичности в операциях.
Так же при выборе кандидатуры на должность моего заместителя я буду учитывать личностные качества человека, такие как:
· Возраст
Я считаю, что работоспособный возраст в должности заместителя руководителя – это 20-45 лет
· Образование
И речь не просто о наличии диплома, а об уровне профессиональной подготовке, умении применять свои знания в реальной жизни. Успех определяет не то, что написано в дипломе, а то что содержится в голове.
· Коммуникабельность (Общительность)
· Умение работать с оргтехникой (факс, ксерокс)
· Знание ПК
· Умение общаться по телефону