Менеджмент сегодня

Централизованные и децентрализованные организации

На построение организационной структуры управления оказыва­ют воздействие три группы факторов:

Ö влияние внешней рыночной среды;

Ö специализация управленческого труда;

Ö соотношение централизации и децентрализации.

Каждому временному этапу развития рыночной экономики был присущ свой главный фактор построения организационной структуры. Это определялось прежде всего требованиями окружающей среды и до­стижением успеха производственной деятельности. Соответственно на каждом временном этапе появлялись новые организационные формы, наиболее полно отвечающие на воздействие вновь возникающих фак­торов.

Еще один фактор, влияющий на построение структуры, является целесообразный уровень централизации или децентрализации управления в зависимости от типа и характера производства. Невозможно однозначно сказать, что лучше — централизация или децентрализация. Их соотношение определяется индивидуально для каждого предприятия. Помимо объективных факторов на введение принципов децентрализации влияет стиль руководства первых предприятия.

При выборе соотношения централизации и децентрализации при построении организационной структуры следует руководствоваться достижением максимума преимуществ, которых можно добиться в конкретной ситуации. Как правило, больший уровень централизации целесообразен в стабильном, массовом производстве. К недостаткам централизации относится прежде всего невозможность получения преимуществ децентрализации. В свою очередь, при децентрализации затрудняется координация работы подразделений по достижению общих целей организации. [4]

Преимущества централизации:

1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, умень­шает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.

2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы органи­зации растут и развиваются за счет других или организации в целом.

3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персона­ла центрального административного органа. [1]

Преимущества децентрализации:

1. Управлять особо крупными организациями невозможно из-за огромного количества необходимой для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью данного подразделения. Этот руководитель может испытывать такой же энту­зиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предос­тавляя ему возможность принимать важные решения в самом начале своей карьеры, что обеспечивает приток в компанию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководите­лями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолю­бивый и напористый молодой руководитель остается в организации и растет вместе с ней. [1]

Задание 2

Вопрос: Вам представлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Какие качества личности будут для Вас приоритетными при осуществлении выбора Вашего заместителя? Какие качества наоборот. Вы считаете неприемлемыми для руководителя?

Ответ:

Как руководитель я нуждаюсь в хорошем заместителе. Заместитель должен обладать рядом качеств, обусловленных характером деятельности моего предприятия. Работа на моем предприятии требует постоянного внимания, ритмичности в операциях.

Так же при выборе кандидатуры на должность моего заместителя я буду учитывать личностные качества человека, такие как:

· Возраст

Я считаю, что работоспособный возраст в должности заместителя руководителя – это 20-45 лет

· Образование

И речь не просто о наличии диплома, а об уровне профессиональной подготовке, умении применять свои знания в реальной жизни. Успех определяет не то, что написано в дипломе, а то что содержится в голове.

· Коммуникабельность (Общительность)

· Умение работать с оргтехникой (факс, ксерокс)

· Знание ПК

· Умение общаться по телефону

Перейти на страницу: 1 2