Развитие управленческой науки как составной части философии
По месту появления философских систем различают восточную и западноевропейскую философии, внутри которых по эпохам развития человеческой культуры выделяют другие философские подсистемы (например, древнекитайскую философию в восточной или философию периода Возрождения (Ренессанса) в западноевропейской). Тем не менее в любой стране в любой период истории человечества в мыслях людей имели место вопросы о государстве, управлении и власти. Таким образом, теория управления, как, впрочем, и многие другие, была «рождена, взращена, и воспитана» философией.
A западноевропейской философии управленческая мысль также берет свое начало издревле. Над проблемами государства, форм правления и развития думали еще античные философы (400и- 300 лет до н.э.).
Так, Гераклит размышлял над государственным устройством.
Платон выделил формы правления, в которых действуют законы (монархия, демократия) и в которых законы не соблюдаются (тирания, олигархия). Создал своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» определил само государство как воплощение идей, Людей как игрушки, придуманные и управляемые Богом. Фалес показал значимость зависимости делового успеха от компетентности и умения правильно выбирать стратегию поведения.
В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал орган коллегиального: планирования и управления войсками - штаб. Неоценимое значение для развития отношений человека и самой человеческой личности имеет Библия (написана в течение примерно 1500 лет, окончание написания относят к 100 г. н. э.). Она содержит основные принципы взаимоотношений людей - заповеди, примеры из управления людьми, первое описание делегирования полномочий и др.
В Древнем Риме императором Диоклетианом (300 лет н. э.) была введена строгая иерархия, служебная лестница в управлении и разработан Принцип иерархии и делегирования полномочий.
Европейская средневековая Философия занимает промежуток времени с I по XV в. нашего времени. Главная особенность ее - связь с религией. Философия изменялась в русле развития христианства и ставила перед собой задачу обоснования христианских догм. Проблема управления на данном этапе рассматривалась в пределах Библии (например, как проблема соотношения свободы воли человека и божественной необходимости).
В это время наблюдается большее развитие управленческой мысли в восточной Философии. Здесь можно отметить труд аль-Маварди «Принципы руководства» (1058 г.), где он исследует исламское конституционное право, теоретические и практические аспекты мусульманского политического Мышления и Поведения, а также поведения политиков и должностных лиц в исламских государствах. И труд «отца исламского администрирования» Ибн Таймияха «Принципы религиозного правления» (1300 г.), в котором он применяет научный метод для определения принципов администрирования в структуре ислама, в том числе соответствие человека его работе, патронаж, распределение постов и привилегий.
В Древней Индии в трактате «Артхамастра» (400 - 300 лет до н. э.) применительно к управлению исследованы философские категории «верное и неверное», «законное и незаконное», «польза и вред» и др.
В Древнем Китае девизом философии была триада: «Знание действие - нравственность». Причем высшее знание - это знание о добродетелях великих людей. Важной философской проблемой являлось искусство управления страной и военное искусство. К 500 г. до н. э. относят труд Сан Цу «Искусство войны», в котором он признает необходимость иерархической организации, межорганизационных связей и кадрового планирования. В этот период, конечно, преобладают силовые методы управления, что находит свое отражение и в языковых формах. Так, на санскрите искусство управления звучит как «данданити», что в дословном (буквальном) переводе означает «руководство по владению палкой». Тем значимее и удивительнее воспринимаются достижения древних «управленцев», работы которых входят в состав философской науки, так как самостоятельной науки управления в то время еще не существовало.