Менеджмент сегодня

Анализ товарооборота

Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход является типичным для предприятий как розничной торговли, так и оптовой.

Розничный товарооборот

является завершающей стадией процесса об­ращения предметов личного потребления. В результате розничной прода­жи дальнейшее движение товара прекращается, он становится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества. Как экономический показатель розничный товарооборот отража­

ет

объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динами­ка розничного товарооборота отражает пропорции между производ­ством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

Основными задачами анализа розничного товарооборо­та коммерческого предприятия являются:

1. Оценка объема и структуры товарооборота как фак­тора (основного условия) обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия.

2. Проверка выполнения плана розничного товарообо­рота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товар­ным группам.

3. Определение темпов изменения товарооборота в те­кущем году по сравнению с прошлым годом в общем объе­ме и по отдельным товарным группам.

4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимен­та товаров спросу покупателей.

5. Определение влияния отдельных факторов на изме­нение объема и структуры розничного товарооборота.

6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расшире­нию ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

Анализ розничного товарооборота осуществляется на базе исходной информации, полученной из данных

♦ бухгалтерского учета; ♦ статистической отчетности; ♦ оперативного учета.

Проводится анализ розничного товарооборота, как и остальных основных показателей деятельности коммерче­ского предприятия, как правило, в конце отчетного пери­ода, для того чтобы при составлении плана товарооборота на следующий плановый период учесть результаты оценки деятельности и факторы, оказавшие влияние на те или иные показатели. Анализируется розничный товарооборот в целом и отдельно по его элементам в их взаимосвязи и взаимозависимости: общий объем товарооборота, структу­ра товарооборота, поступление товаров (товарное обеспе­чение), состояние товарных запасов. Между этими показа­телями существует балансовая взаимосвязь, которая мо­жет быть использована при расчете любого из них и выражается следующей формулой:

П+ЗН=Т+ЗК+УЕ+ВП, (1)

отсюда:

Т=П+ЗН -(ЗК+УЕ+ВП), (2)

где: Т — розничный товарооборот;

П — поступление товаров;

Зн — товарные запасы на начало периода;

Зк — товарные запасы на конец периода;

УЕ — естественная убыль;

В — прочее выбытие товаров.

Так как организация кроме розничного товарооборота занимается и оптовым, то целью анализа оптового товарооборота является оценка положения предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма оптового товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6