Структура ассортимента товаров
Товарная политика (управление ассортиментом) — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента, т.е. введение новых ассортиментных позиций, необходимых потребителям, и исключение нерентабельных групп товаров.
''Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием''. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Рассмотрим основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:
§ Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.
§ Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.
§ Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
§ Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.
§ Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребности покупателей.
§ Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.
§ Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
''Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами или лицензиями и «ноу-хау»''. При разработке и реализации товарной политики возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
В процессе разработки товарной политики формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить продукцию с низкими издержками. Особенность использования сырьевых ресурсов сельскохозяйственными предприятиями заключается в том, что, как правило, большинство из них производится самим предприятием и лишь незначительная часть закупается у поставщиков. В этом есть свои положительные стороны: снижаются риски сбоя поставок и неэффективного использования складских помещений, не приходится платить повышенную цену поставщикам; и отрицательные: необходимо следить за новыми технологиями и применять их в производстве сырья с целью понижения его себестоимости, а это дополнительные расходы, которые могут не окупиться. Также, в случае резкого повышения спроса на продукцию предприятия, если свои мощности не гарантируют достаточное производство сырья для удовлетворения спроса, неизбежно приобретение сырья у сторонних организаций. Цены при этом будут выше, чем если бы предприятие было постоянным клиентом.
''Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров''. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.
Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.