Методы и модели стратегического планирования
Модель «Мак-Кинси» - наиболее часто применяемый в зарубежной практике метод портфельного анализа, он достаточно гибок и позволяет учесть специфику конкретного предприятия при выборе критериев оценки СЗХ. Между тем за кажущейся простотой модели скрывается ряд проблем. Изменения в модели становятся более сложными; возрастает опасность субъективизма при выборе факторов конкурентоспособности и привлекательности рынка, при определении весовых коэффициентов и оценок факторов.
Модель делового анализа PIMS является моделью, способной дать оценку соответствия возможностей предприятия потребностям рынка. Она была предложена компанией «Дженерал Электрик» на основе обобщения опыта более 3000 предприятий Европы и Северной Америки и представляет собой эмпирическую модель для возможности сравнения с ней данных конкретного предприятия.
Отечественные предприятия могут использовать только общие подходы, предложенные в модели PIMS и описанные Б. Карлоффом. Для формирования подобной модели них необходимо обобщение опыта большого количества российских предприятий разных отраслей.
При анализе все показатели деятельности предприятия отражены в большом количестве основных переменных, которые оказывают влияние на уровень прибыли и могут быть разделены на три группы:
конкурентная позиция бизнеса (конкурентная ситуация);
характеристика рынка и его привлекательность (рыночная ситуация);
возможности предприятия (производственная структура предприятия.
Конкурентная ситуация определяется долей предприятия на рынке, его положением относительно лидера и относительным качеством продукции.
Рыночная ситуация характеризуется темпом роста рынка, капиталоемкостью отрасли, удельным весом расходов на маркетинг в объеме продаж, общим объемом покупок на данном рынке. Три последних фактора оказывают отрицательное воздействие на норму прибыли.
Производственная структура характеризует структуру капитала и производственных возможностей предприятия. Сюда относят степень использования производственных мощностей и производительность труда, оказывающие положительное влияние на прибыль, а также отношение величины вложенного капитала к объемам продаж и к добавленной стоимости, отрицательно влияющие на норму прибыли.
В модели выделены факторы, оказывающие наибольшее влияние на прибыль:
капиталоемкость отрасли;
относительное качество товара;
относительная доля предприятия на рынке;
производительность труда.
Модель PIMS позволяет руководству предприятий учитывать в своей деятельности опыт других предприятий.
Следует отметить, что данный метод был разработан для насыщенных, высокоразвитых, устойчивых рынков, и на российских предприятиях в настоящее время может носить в основном познавательный характер.
Модель «Мак-Кинси» «7С» является способом осмысления основных внутренних факторов предприятия, оказывающих влияние на его настоящее положение и на будущее развитие. Ее название происходит от 7 факторов (семи слов, начинающихся с буквы с), к которым относятся: стратегия (strategy); сумма, навыков (skills); совместные ценности (shared values); структура управления (structure); системы (systems); сотрудники предприятия (staff); стиль (style).
Стратегия подсказывает предприятию, как оно должно приспосабливаться к окружающей среде и использовать свой внутренний потенциал. Анализ суммы навыков помогает решить, как стратегию следует воплощать в жизнь с учетом совместных общепризнанных ценностей.
Процесс стратегического планирования, процесс разработки стратегического плана