Оптимальная модель управления системой образования в регионе ВАО г. Москвы
При этом выделены следующие подкритерии:
.1 Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества.
.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества вуза (СМК).
.3 Личное участие руководства вуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.).
.4 Личное участие руководства вуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения деятельности.
Критерий 2. "Политика и стратегия"
Критерий "Политика и стратегия" касается целей и стратегических планов вуза, используемых для реализации этих целей. Политика затрагивает различные аспекты деятельности вуза. Этот критерий характеризует, как вуз реализует свое предназначение посредством четко сформулированной, нацеленной на соблюдение всех заинтересованных сторон стратегии, поддерживаемой соответствующими технической политикой, планами, целями, задачами и производственными процессами. При этом выделены следующие подкритерии:
.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (персонала вуза, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.).
.2 Механизмы сбора и учета разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии.
.3 Механизмы проекции и внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы вуза.
.4 Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии.
Критерий 3. "Менеджмент персонала"
Критерий "Менеджмент персонала" касается как количественного, так и качественного аспекта управления персоналом вуза. Этот критерий характеризует, как организация управляет персоналом, способствует повышению уровня знаний, квалификации и полному раскрытию потенциала своих сотрудников на индивидуальном, групповом и организационном уровнях, как осуществляет планирование своей деятельности в этих областях в интересах поддержания политики и стратегии, эффективного протекания рабочих процессов. Выделены следующие подкритерии:
.1 Кадровая политика и принципы планирования, управления и развития персонала и степень их интеграции со стратегическими целями вуза.
.2 Механизмы определения требований к квалификации, совершенствование и поддержания знаний, квалификации и компетентности персонала.
.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества.
.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза.
.5 Улучшение рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала.
Критерий 4. "Ресурсы и партнеры"
Этот критерий характеризует, как вуз планирует отношения с внешними партнерами и управляет внутренними ресурсами в целях поддержания политики и стратегии, а также обеспечения эффективности своих рабочих процессов. Выделены следующие подкритерии:
.1 Управление финансово-экономической деятельностью и финансовыми ресурсами вуза.
.2 Управление инфраструктурой, зданиями, оборудованием, техническими средствами и другими материальными ресурсами.
.3 Управление технологиями обучения.
.4 Управление информационными ресурсами, знаниями и интеллектуальной собственностью.
.5 Взаимодействия с внешними партнерами (МО РФ, предприятиями-работодателями, поставщиками, школами и лицеями, другими вузами).
Критерий 5. "Менеджмент процессов"
Этот критерий характеризует, как вуз планирует, проектирует и совершенствует свои рабочие процессы и управляет ими с целью реализации политики и стратегии и наиболее полного удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон. Критерий "Менеджмент процессов" потребовал существенной адаптации для вуза как по сравнению с общей моделью EFQM, так и по сравнению с моделью конкурса Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" 2003 года.
Прежде всего, выделены три основные группы процессов вуза:
.1) процессы системы менеджмента качества вуза.
.2) основные рабочие процессы вуза.