Менеджмент сегодня

Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда)

Методика мотивации на основе базовых потребностей была разработана НИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ. Данная методика позволяет выявить:

) направленность рабочих на реализацию отдельных групп ценностей труда и работы;

) группы работников, которые по-разному реагируют на материальные, общегрупповые и творческие стимулы труда.

Данная методика выделила подходы к рассмотрению механизма функционирования мотивации:

анализ мотивации личности (структура, сила, направленность, тип мотивации);

удовлетворенность от трудовой деятельности;

определение корреляционной зависимости удовлетворенности труда с параметрами, которые характеризуют трудовую мотивацию.

Методика позволяет выявить два основных вида мотивации: ценностный и практический. Также выделяют и третий вид мотиваций: сбалансированный или нейтральный.

Методика выделяет группы базовых потребностей. Удовлетворение этих потребностей осуществляется за счет трудовой деятельности:

) потребности, связанные с самим трудом и его содержанием;

) потребности, связанные с общественной полезностью;

) потребности как средство существования;

) потребности статусные (уважение, карьера).

Методика рассматривает мотивацию как противоречивое единство следующих составляющих: требований к работе, возможности реализовать выдвинутые требования и ценности.

Данная методика позволяет определить общий тип ориентации специалиста. Ниже приведена таблица с группировкой ценностей сотрудников на основании данной методики.

Таблица 2 Группировка ценностей

Потребление

Свободное время

Содержание труда

Общественная полезность

1. Достойный заработок

1. Развитие личности

1. Интересная работа

1. Общественный долг

2. Дополнительные блага

2. Общение

2. Служебное продвижение

2. Спрос на продукцию и услуги

3. Рост квалификации

3. Достаток в семье

3. Уважение

4. Самостоятельность

3. Польза потребителю

5. Самореализация

Стоит отметить, что использование данного метода возможно при наличии четких социально-экономических оценок, которые предлагает группа потребностей для определенной категории работников организации.

Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.

Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут приводить как к положительным, так и отрицательным социально-экономическим последствиям, особенно если в организации действуют неформальные группы.

Заключение

Таким образом, исследовав основные подходы к классификации и характеристике мотивирующих факторов, можно определить ряд факторов, которые характерны практически для любой организации и любого сотрудника. Среди материальных - заработная плата и дополнительные материальные блага или услуги. Среди нематериальных - стабильность и определенность труда; потребность в принадлежности к определенной социальной группе; признание и статус; межличностные отношения; автономность и творчество. Наиболее типичными персональными потребностями являются: потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровье; потребность в надежности и безопасности; потребность в признании; потребность в общении; потребность в принадлежности к референтной группе; потребность в престиже; потребность в новизне и творчестве.

Перейти на страницу: 1 2