Характеристика метода прямого счета
Метод прямого счета представляет собой научно обоснованную процедуру расчета совокупной потребности предприятия в оборотных средствах на основе определения нормативов по каждому их элементу.
Нормирование оборотных средств методом прямого счета осуществляется в 5 этапов:
1. Разбиение всех нормируемых оборотных средств на 4 группы в соответствии со способом отражения их в бухгалтерском балансе: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складах.
2. Расчет норм запаса (в днях) по отдельным элементам оборотных средств в каждой группе.
. Расчет частных нормативов по отдельным элементам оборотных средств в каждой группе на основе уровня их однодневного расхода и полученных норм запаса.
. Определение совокупного норматива оборотных средств в каждой группе путем сложения частных нормативов по отдельным элементам.
5. Определение итогового норматива по всем нормируемым оборотным средствам предприятия путем сложения совокупных нормативов по каждой группе.
Основными преимуществами метода прямого счета являются:
точность, обоснованность расчетов;
учет влияния факторов, определяющих величину потребности предприятия в оборотных средствах, а именно:
уровня развития техники и технологии, используемых в данном бизнесе;
способов организации производства, снабжения и сбыта;
принятых форм расчетов и т.д.
Главным же недостатком данного метода является его трудоемкость.
В связи с тем, что именно метод прямого счета обладает той достоверностью, которая позволяет произвести наиболее точные расчеты частных и совокупных нормативов оборотных средств, он считается основным методом нормирования в РФ. Аналитический же и коэффициентный методы носят вспомогательный характер.
Рассмотрим механизмы нормирования оборотных средств по элементам методом прямого счета.
Нормирование оборотных средств в производственных запасах. Оборотные средства в производственных запасах включают в себя: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, запчасти. В связи с различным характером использования данных оборотных средств в процессе производства методы нормирования отдельных их элементов неодинаковы.
Нормирование оборотных средств в запасах сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов. Норматив оборотных средств по указанным элементам рассчитывается как произведение их однодневного расхода и нормы запаса (в днях). Норма запаса, в свою очередь, складывается из времени пребывания оборотных средств в текущем, страховом, транспортном, технологическом запасах, а также времени, необходимом для их выгрузки, доставки, приемки и складирования. Рассмотрим каждый их данных запасов подробнее.
Текущий запас является основным видом запаса оборотных средств и зависит от объема их использования в производстве и длительности цикла снабжения (среднего интервала поставок). Рассчитаем цикл снабжения:
1. При условии периодичности поставок материалов и ежедневном их потреблении цикл снабжения равен частному от деления количества дней в году (360 дней) на число планируемых поставок.
2. При условии нерегулярности поставок их средний интервал определяется путем деления оптимальной, с точки зрения экономической целесообразности, партии материалов на их среднедневное потребление.
. В случае отсутствия указания в договорах с поставщиками конкретных сроков поставок цикл снабжения рассчитывается как средневзвешенная величина периодов поставок (в днях) по их объему.
Размер текущего запаса устанавливается на уровне 50% от величины среднего интервала поставок.
Страховой (гарантийный) запас является вторым по значимости видом запаса, определяющим величину потребности предприятия в материальных ценностях. Страховой запас необходим для гарантии непрерывности процесса производства в ситуациях, связанных, например, с нарушениями поставщиками условий и сроков поставок материалов, транспортными задержками и т.д.
Страховой запас, как правило, считается равным 50% от величины текущего запаса, но может быть и меньше в случае более близкого расположения компаний поставщиков по отношению к данному предприятию, а также более низкой вероятности перебоев в поставках.
Транспортный запас рассчитывается в ситуациях, когда срок доставки материальных ценностей на предприятие больше срока оплаты соответствующих расчетных документов, и равен разнице между сроками оборота приобретаемых материалов и документооборота.