Коммуникационный процесс на предприятии
Коммуникация - процесс обмена между людьми информацией интеллектуального или эмоционального содержания. Под информацией понимается любая совокупность сведений, первичным источником которых был опыт.
Обмен информацией начинается с отбора или с формулирования идеи. Отправитель решает, какую значимую идею или информацию следует сделать предметом обмена. Идея не должна быть смутно выражена. Лейтмотив этого шага: «Не начинайте говорить, не начав думать». Сдерживайте себя до тех пор, пока вы не сформулировали продуманное обращение, не спешите говорить о вещах, вам самим не ясных или не относящихся к делу.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонации, жесты. В ряде случаев форма оказывается важнее содержания. Кодирование превращает идею в сообщение. Но главенствующее значение имеет содержательная сторона. Отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, используемых для кодирования: устно или письменно, лично или по телефону. После передачи сообщения отправителем получатель переводит символы отправителя в свои мысли.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания принимающим информационного сообщения.
Коммуникация на предприятии - это обмен информацией, на основе которой руководитель получает сведения, необходимые для принятия решений, и доводит это решение до исполнителей.
Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности (функции управления). Поэтому коммуникации называют связующим процессом. Виды обмена информацией: а) между фирмой и внешней средой; б) между иерархическими уровнями управления фирмы (по вертикали); в) между подразделениями одного уровня (по горизонтали); г) между руководителем и подчиненными (составляет 2/3 общего объема); д) неформально между работниками фирмы (слухи, уровень точности которых может быть довольно высок).
Для обмена информацией в фирме используют разные средства: деловые беседы, обсуждения, совещания, телефонные разговоры, собрания, служебные записки, отчеты, справки и подобную документацию, циркулирующую внутри фирмы, которая зачастую является реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
Коммуникации должны: осуществляться в нужное время (своевременно), быть достоверными (не должны расходиться слово и дело), быть достаточно полными (чрезмерные коммуникации вредны).
Эффективно работающие руководители - это люди, которые эффективны в деловом общении. Они понимают суть коммуникационного процесса, обладают развитым умением устного и письменного общения, представляют, как среда влияет на обмен информацией.
Если коммуникации налажены плохо, то и решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего от них хочет руководство, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Поэтому эффективность коммуникаций определяет не только качество принимаемых решений, но и то, как они в действительности будут реализованы.