Организация аттестации персонала на предприятиях
Аттестация - процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работ на данном рабочем месте в данной должности. Маренков Н. Л. считает, что аттестация - это периодическая комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств работника на соответствующей занимаемой им должности.
Аттестация проводится в целях определения соответствия работника замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава предприятий Российской Федерации, повышению профессионального уровня сотрудников, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда.
Аттестации не подлежат:
) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
) достигшие возраста 60 лет;
) беременные женщины;
) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных сотрудников возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
) замещающие должности работников категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Процесс аттестации связан с двумя противоположными аспектами. С одной стороны, необходимо как можно более объективно оценить деятельность работника, с другой - эта оценка производится людьми, т. е. в ней всегда присутствует субъективизм.
В отечественной практике сложилось три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала: аттестация сотрудников.
Аттестация - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия сотрудника занимаемой должности, а также в целях решения вопроса о присвоении квалификационного разряда. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реке одного раза в четыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Аттестация персонала - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Основные задачи - изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий. Классификация целей аттестации и оценки персонала представлена в табл. 1.
Таблица 1. Классификация целей аттестации и оценки персонала
Цели |
Характеристика |
Основные |
1. Определение эффективности работы персонала. 2. Изменение оплаты труда и стимулирование по результатам работы. 3. Развитие сотрудников. |
Дополнительные |
1. Проверка совместимости работника с коллективом (умение работать в команде, лояльность по отношению к организации работодателю и руководству). 2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности. 3. Определение перспектив развития карьеры работника. |
Общие |
1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы. 2. Повышение ответственности и исполнительской дисциплины. |
Специфические |
1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению и сокращению. 2. Улучшение морального и психологического климата организации. |