Деловая оценка персонала: подходы, понятие, виды, этапы
- проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
- консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:
) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
) подготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными сотрудниками;
) проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
) формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;
) принятие решений экспертной комиссии по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.
Комиссарова Т. О. приводит следующую принципиальную схему этапов оценки персонала.
Рисунок 1. Схема этапов оценки персонала
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. При формировании текущей периодической оценки обобщаются мнения:
- коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками;
- подчиненных;
- специалистов в области деловой оценки;
- результаты самооценки работника.
В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого уровня организационной иерархии (например, руководители функциональной подсистемы, общей системы управления организацией). Указанные сотрудники могут выступать в качестве оценщиков, т.е. лиц, производящих деловую оценку какого-либо сотрудника организации. Для снижения субъективности оценки многие зарубежные фирмы применяют множественность оценки, что выражается в привлечении широкого круга оценщиков.
Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором - соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результативность труда; условия достижения результативности труда; профессиональное поведение; личностные качества.
В оценке результативности труда следует различать так называемые "жесткие" и "мягкие" показатели. "Жесткие" показатели достаточно легко измеримы и охватываются, как правило, информационной системой организации. Показатели данного вида могут формулироваться субъективно разработчиком методики оценки, но они должны поддаваться достаточно объективной количественной оценке, например со стороны руководителя. Наиболее соответствуют "жестким" показателям производственная система организации, а также подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи с внешним окружением: маркетинг, материально-техническое снабжение, торговые агенты, ремонтные службы.