Снижение конфликтности через разработку правил Корпоративного поведения
Необходимым условием «здоровья» организации является корпоративная культура, которую создают лидеры. В процессе формирования корпоративной культуры руководителям следует обратить внимание на:
· поведение в критических ситуациях
· распределение дефицитных ресурсов
· распределение ролей в организации, обучение и наставничество
· определение уровня вознаграждения и статуса работника
· установку объективных критериев при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников организации
· структуру и устройство организации
· организационные системы и процедуры
· организационные обычаи и ритуалы
· дизайн физического пространства, фасадов и зданий
· истории, легенды и мифы об определенных лицах и событиях
· официальное провозглашение организационной философии, ценностей и убеждений
Для формирования корпоративной культуры существует пока еще малораспространенный в России, но весьма эффективный инструмент - корпоративные правила.
Дать возможность каждому сотруднику ЗАО «Softline Solutions» иметь под рукой основные правила работы компании позволит не только каждому из них больше знать о своей организации, почувствовать себя её частью, но и откроет некоторым реальный путь к развитию, так как расширит представления работников о имеющихся в компании возможностях роста, развития и возможно, заработка. Корпоративные правила должны вместить в себя все аспекты работы.
Если обратиться к словарю, то правила (rules) - точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации. Соответственно, корпоративные правила - точное определение того, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной уникальной ситуации.
В некоторых компаниях их называют справочником работника (сотрудника), правилами поведения в компании и т.д.
Как правило, создание и доведение такого документа отражает стремление первых лиц компании приучить (кому больше нравиться - заставить) свой персонал действовать в компании и вне по установленным правилам.
Разработка корпоративных правил - это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, меняются правила. В компании должна существовать процедура, которая позволяет сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила.
Могут быть предложены два подхода при создании документа, регламентирующего поведение сотрудника в компании.
Первый. Корпоративные правила - декларация основных принципов взаимоотношений компании и сотрудника, а также перечень того, что в компании запрещено. Остальное по принципу - «что не запрещено, то разрешено». Как правило, это - 3-5 страничный документ.
Второй подход. Подробное описание всех возможных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник. Большой структурированный документ, 30-60 страниц. Он более приемлем в России, так как российский менталитет стремится всегда трактовать нерасшифрованные и не развернутые формулировки в свою сторону, причем готов стоять на этом твердо.
Предлагаемый свод основных правил для сотрудников, или корпоративные правила.
Корпоративные правила могут содержать следующую информацию:
1. Общий обзор компании.
a. История. Специализация. Миссия. Философия.
b. Оргструктура в целом, ключевые подразделения, за какие процессы (функции) отвечают Что Вы можете ожидать от нашей компании Что компания ожидает от Вас Политика открытых дверей и открытой коммуникации в компании. Внесение предложений Отношения с Клиентами Взаимоотношения внутри Компании.
2. Основные принципы работы.
a. График работы. Посещаемость. Отсутствие на работе или опоздания. Перерывы на обед и использование технических перерывов. Сверхурочные работы.
b. Праздничные дни. Корпоративные праздники. Отпуска. Очередной отпуск. Учебный отпуск. Отпуск по беременности и родам. Другие отпуска Временная нетрудоспособность Действия работников в связи с непогодными условиями и чрезвычайным положением Внешний вид и поведение Курение. Спиртные напитки Помещения. Правила использования сотрудниками и посетителями Документы и информация. Дисциплинарные меры Материальная ответственность работников Политика в области фактов притеснений на рабочем месте Политика в области трудовых споров Личное дело работника Общие собрания и собрания внутри подразделения Оборудование и транспорт компании Использование компьютеров, электронной почты Служебные расходы Использование оборудования и собственности компании в личных целях.
3. Безопасность
a. Общие принципы.